PISA

Результаты Региональной оценки по модели PISA-2022

Результаты общероссийской оценки по модели PISA-2022

21 октября 2022 года завершается основной этап общероссийской и региональной оценки по модели PISA, в которой приняли участие более 3,5 тысяч 15 летних школьников из 125 образовательных организаций Республики Мордовия. В ходе исследования, которое проходило в компьютерной форме, школьникам предлагались интересные практические задания, которые смогли показать знание сразу нескольких дисциплин, проверить способность рассуждать логически и формулировать аргументы, оценивать ситуации, описывать решения и их применение на практике. Это навыки, которые все больше ценятся в современном мире. Результаты оценки по модели PISA-2022 будут официально объявлены летом 2023 года.

В октябре 2022 года в субъектах Российской Федерации будет проведена региональная и общероссийская оценка по модели PISA 

 Республика Мордовия входит в список субъектов-участников: 125 организаций (школы и СПО) примут участие в исследовании.

Об исследовании

Проведение общероссийской оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта «PISA for Schools» (исследование «PISA для школ»), в данном исследовании проверяется читательская, математическая и естественнонаучная грамотность.

Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15- 16 летних школьников в разных видах учебной деятельности.

В рамках PISA оценивается три направления применения на практике полученных во время образовательного процесса навыков и знаний. Это:

Читательская грамотность. Она расценивается как способность воспринимать и понимать текстовую информацию, размышлять о получаемых знаниях и заниматься чтением для достижения целей, расширения кругозора и возможностей, активного участия в социуме и взаимодействия с обществом.

Математическая грамотность – способности учащихся к математическому мышлению, а также к формулированию, интерпретированию и применению математики как науки при решении задач в рамках разных практических и жизненных контекстов. Данный показатель охватывает процедуры, факты и термины, понятия, инструментарии для объяснений, описания и даже прогнозирования отдельных явлений. Такая грамотность даёт возможность понимать, какую роль играет в мире математика, а также принимать обдуманные решения и совершать продуманные действия.

Естественнонаучная грамотность. Она расценивается как человеческая способность к активной гражданской позиции, касающейся естественных наук, а также к полной готовности интересоваться идеями в естественнонаучных областях. Современный человек должен обладать компетенциями в объяснении явлений, интерпретации доказательств и данных, в планировании и оценивании исследований, аргументированном обсуждении актуальных мировых проблем.

Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века.

Задания PISA проверяют не заученный материал по биологии, географии, физике и обществознанию, а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии.

Проведение оценки по модели PISA

Школьники выполняют задания на компьютерах. На решение задач отводится два часа.  Задания тестирования делятся на два типа:

Стандарт. Это задания с описанием проблем и вопросами.

Интерактив. Такие задания содержат интерактивные материалы в формате компьютерной симуляции. Участник как бы попадает в виртуальную реальность, погружается в симулированную, но максимально приближенную к реальности ситуацию. В ходе таких заданий задаются вопросы, предлагаются разные варианты развития событий.

Формат каждого из заданий может предполагать выбор предлагаемых вариантов (одного верного или нескольких подходящих) или конкретный ответ с развёрнутым объяснением. Посмотреть примеры и опробовать свои силы в решении задач можно в Электронном банке заданий по оценке  функциональной грамотности на образовательной платформе РЭШ, где размещен тренажер для педагогов и обучающихся  с заданиями по функциональной грамотности  (ссылка  на  эл. банк: https://fg.resh.edu.ru)

С открытыми заданиями исследования PISA можно познакомиться на официальном сайте ФГБУ «ФИОКО» в разделе «Пройти тест»: https://fioco.ru/pisa, на сайте Педагог 13 в разделе «Функциональная грамотность»: https://pedagog13.edurm.ru/funktsionalnaya-gramotnost.

Кроме того, участники исследования заполняют анкету — на анкетирование даётся сорок девять минут.

Анкета включает вопросы о жизненном опыте, статусе, отношении к образованию, финансовой грамотности (использовании денег в школе и за её пределами), а также об использовании коммуникационных и информационных технологий.

Результаты

Результаты общероссийской оценки по модели PISA будут известны в осенью  2023 года.  По результатам проведения общероссийской оценки по модели PISA образовательные организации получат индивидуальный отчет.

 

Школьники Мордовии примут участие в международном исследовании PISA 2

PISA2022 Ознакомительные материалы

Об исследовании PISA в 2021 году

Результаты исследования PISA 2020

Презентация на тему «Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.01.2021 № ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Информация о международном исследовании PISA

Примеры открытых заданий по финансовой грамотности

Примеры открытых заданий по естествознанию № 1

Примеры открытых заданий по естествознанию № 2

Примеры открытых заданий по математике № 1

Примеры открытых заданий по математике № 2

Примеры открытых заданий по математике № 3

Примеры открытых заданий по чтению № 1

Примеры открытых заданий по чтению № 2

Примеры открытых заданий по чтению № 3