PISA
Результаты Региональной оценки по модели PISA-2022
Результаты общероссийской оценки по модели PISA-2022
21 октября 2022 года завершается основной этап общероссийской и региональной оценки по модели PISA, в которой приняли участие более 3,5 тысяч 15 летних школьников из 125 образовательных организаций Республики Мордовия. В ходе исследования, которое проходило в компьютерной форме, школьникам предлагались интересные практические задания, которые смогли показать знание сразу нескольких дисциплин, проверить способность рассуждать логически и формулировать аргументы, оценивать ситуации, описывать решения и их применение на практике. Это навыки, которые все больше ценятся в современном мире. Результаты оценки по модели PISA-2022 будут официально объявлены летом 2023 года.
В октябре 2022 года в субъектах Российской Федерации будет проведена региональная и общероссийская оценка по модели PISA
Республика Мордовия входит в список субъектов-участников: 125 организаций (школы и СПО) примут участие в исследовании.
Об исследовании
Проведение общероссийской оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта «PISA for Schools» (исследование «PISA для школ»), в данном исследовании проверяется читательская, математическая и естественнонаучная грамотность.
Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15- 16 летних школьников в разных видах учебной деятельности.
В рамках PISA оценивается три направления применения на практике полученных во время образовательного процесса навыков и знаний. Это:
Читательская грамотность. Она расценивается как способность воспринимать и понимать текстовую информацию, размышлять о получаемых знаниях и заниматься чтением для достижения целей, расширения кругозора и возможностей, активного участия в социуме и взаимодействия с обществом.
Математическая грамотность – способности учащихся к математическому мышлению, а также к формулированию, интерпретированию и применению математики как науки при решении задач в рамках разных практических и жизненных контекстов. Данный показатель охватывает процедуры, факты и термины, понятия, инструментарии для объяснений, описания и даже прогнозирования отдельных явлений. Такая грамотность даёт возможность понимать, какую роль играет в мире математика, а также принимать обдуманные решения и совершать продуманные действия.
Естественнонаучная грамотность. Она расценивается как человеческая способность к активной гражданской позиции, касающейся естественных наук, а также к полной готовности интересоваться идеями в естественнонаучных областях. Современный человек должен обладать компетенциями в объяснении явлений, интерпретации доказательств и данных, в планировании и оценивании исследований, аргументированном обсуждении актуальных мировых проблем.
Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века.
Задания PISA проверяют не заученный материал по биологии, географии, физике и обществознанию, а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии.
Проведение оценки по модели PISA
Школьники выполняют задания на компьютерах. На решение задач отводится два часа. Задания тестирования делятся на два типа:
Стандарт. Это задания с описанием проблем и вопросами.
Интерактив. Такие задания содержат интерактивные материалы в формате компьютерной симуляции. Участник как бы попадает в виртуальную реальность, погружается в симулированную, но максимально приближенную к реальности ситуацию. В ходе таких заданий задаются вопросы, предлагаются разные варианты развития событий.
Формат каждого из заданий может предполагать выбор предлагаемых вариантов (одного верного или нескольких подходящих) или конкретный ответ с развёрнутым объяснением. Посмотреть примеры и опробовать свои силы в решении задач можно в Электронном банке заданий по оценке функциональной грамотности на образовательной платформе РЭШ, где размещен тренажер для педагогов и обучающихся с заданиями по функциональной грамотности (ссылка на эл. банк: https://fg.resh.edu.ru)
С открытыми заданиями исследования PISA можно познакомиться на официальном сайте ФГБУ «ФИОКО» в разделе «Пройти тест»: https://fioco.ru/pisa, на сайте Педагог 13 в разделе «Функциональная грамотность»: https://pedagog13.edurm.ru/funktsionalnaya-gramotnost.
Кроме того, участники исследования заполняют анкету — на анкетирование даётся сорок девять минут.
Анкета включает вопросы о жизненном опыте, статусе, отношении к образованию, финансовой грамотности (использовании денег в школе и за её пределами), а также об использовании коммуникационных и информационных технологий.
Результаты
Результаты общероссийской оценки по модели PISA будут известны в осенью 2023 года. По результатам проведения общероссийской оценки по модели PISA образовательные организации получат индивидуальный отчет.
Школьники Мордовии примут участие в международном исследовании PISA 2
PISA2022 Ознакомительные материалы
Об исследовании PISA в 2021 году
Результаты исследования PISA 2020
Презентация на тему «Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
Информация о международном исследовании PISA
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности
Примеры открытых заданий по естествознанию № 1
Примеры открытых заданий по естествознанию № 2
Примеры открытых заданий по математике № 1
Примеры открытых заданий по математике № 2
Примеры открытых заданий по математике № 3
Примеры открытых заданий по чтению № 1