Руководитель надзорной службы в сфере образования ответил на вопросы корреспондента «Учительской газеты», в которых он выразил государственную политику по оценке качества образования в учебных заведениях страны.
Дело в том, что некоторые регионы и школы продолжают оценивать эффективность своей работы только по результатам ЕГЭ. Такой подход не может правильно выявить все проблемы и достижения в образовании. В течение нескольких последних лет государственные органы образования и профильное ведомство требуют от руководителей регионов и муниципалитетов отойти от порочной практики оценки школ по итогам государственной аттестации.
Оценить деятельность конкретной школы по результатам итоговых испытаний выпускников проще всего – для этого нужен лишь калькулятор. Однако за полученными цифрами могут скрываться необъективный подход и завышение результатов, так как никто не хочет числиться отстающим. Для искоренения данного подхода нужно время и усилия властей на местах. Результаты ЕГЭ свидетельствуют лишь о личных достижениях в учёбе школьников, интерпретироваться по-другому не должны.
Самое опасное в данной ситуации – это по цифрам оценивать эффективность школ, при этом наказание и кадровые решения недопустимы в отношении тех учебных заведений, которые показали недостаточные результаты и ниже среднего уровня по стране или региону.
Для объективной оценки школ следует привлекать незаинтересованных специалистов, например, сотрудники институтов повышения квалификации смогут более эффективно и полезно провести этот анализ. Они не имеют личной заинтересованности, не имеют отношения к самому процессу ЕГЭ, поэтому их действия смогут показать нормальную картину деятельности каждой школы, а главное выявить все недостатки и упущения образовательного процесса по каждой дисциплине.
Но и этого мало, необходимо выправлять ситуацию с качеством подготовки школьников. Для этого нужно выполнить несколько практических действий:
· на месте организовать и провести курсы для школьных учителей, при необходимости индивидуально поработать с ними;
· правильно подобрать программу для повышения профессиональной компетенции директоров школ;
· принять участие в разработке новых методических пособий.
Федеральные структуры Рособрнадзора также будут оказывать необходимую помощь в работе с педагогами школ. Для этого и был создан Институт оценки качества образования, который призван анализировать результаты деятельности регионов и школ на основании всех проверочных форм – мероприятия в рамках национальных исследований качества российского образования, всероссийские проверочные работы, которые школьники уже начинают выполнять.
Только после этого можно говорить об эффективности каждого учебного заведения – если результаты начнут постепенно улучшаться, то это будет свидетельствовать о повышении качества подготовки учеников.