ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ) ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ г. Москва, 119119, Ленинский пр. 42 тел. (495) 938-8777 факс (495) 930-6815 E-mail: eduprof@spectmet.ru 05 сентября 2014 г. № 365
|
Региональные (межрегиональные)
организации Профсоюза |
ЦС Профсоюза информирует, что в связи с тем, что органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в области образования в субъектах РФ рассматривают факты наличия в образовательных учреждениях педагогических работников, имеющих среднее или высшее профессиональное образование, направление подготовки которых не совпадает с требованиями к направлению подготовки, содержащимися в квалификационных требованиях квалификационных характеристик, как нарушение Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», Общероссийский Профсоюз образования направил в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (далее — Рособрнадзор) письмо от 14 июля 2014 г. № 293 с просьбой разъяснить позицию Рособрнадзора по данному вопросу.
Рособрнадзор согласился с доводами, указанными в обращении Общероссийского Профсоюза образования. В письме Рособрнадзора от 14.08.2014 г. № 01-58-420/05-5589, в частности, указывается, что руководитель образовательной организации может назначить, в порядке исключения, на должность педагогического работника лицо, не имеющее необходимого для выполнения должностных обязанностей уровня профессиональной подготовки, удостоверяемого документами об образовании по рекомендации аттестационной комиссии образовательной организации или после прохождения им профессиональной переподготовки с последующей аттестацией на соответствие занимаемой должности.
В письме также сообщается, что при проведении проверок Рособрнадзор разъяснит вышеуказанную позицию органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.
Приложение:
1) Письмо Общероссийского Профсоюза образования от 14 июля 2014 г. № 293 на 3 л.;
2) Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2014 г. № 01-58-420/05-5589 на 3 л.
Председатель Профсоюза Г.И. Меркулова
ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ) ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ г. Москва, 119119, Ленинский пр. 42 тел. (495) 938-8777 факс (495) 930-6815 Е-mai: eduprof@spectrnet.ru «14» июля 2014 г. № 293
|
Руководителю
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
С.С. Кравцову
|
Уважаемый Сергей Сергеевич!
По информации, поступающей в Общероссийский Профсоюз образования из ряда субъектов Российской Федерации, органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в области образования в субъектах РФ, рассматривают факты наличия в образовательных учреждениях педагогических работников, замещающих должности учителей I-IV классов, учителей-предметников, иные должности педагогических работников, имеющих среднее или высшее профессиональное образование, направление подготовки которых не совпадает е требованиями к направлению подготовки, содержащихся в квалификационных требованиях квалификационных характеристик, как нарушение пункта «д» части 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» и требований статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
При этом к руководителям образовательных учреждений применяются административные взыскания, в том числе в виде штрафов. Кроме того, руководителей учреждений обязывают прекращать трудовые договоры с такими работниками по пункту 11 ст. 77 Трудового кодекса РФ, как заключенные с нарушением установленных правил заключения трудового договора, предусмотренных статьей 84 ГК РФ (т.е. в связи с отсутствием соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний).
При принятии таких решений не принимается во внимание, что указанное основание для прекращения трудовых договоров применяется, если эго нарушение исключает возможность продолжения работы, что не может, но нашему мнению, относиться к педагогическим работникам, имеющим значительный практический опыт в занимаемых ими должностях (5 и более лет), а также систематически повышающих свою квалификацию, проходивших аттестацию на соответствие занимаемой должности либо на установление квалификационной категории.
Не учитывается также, что нормативные правовые акты, на основании которых органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в области образования в субъектах РФ, выносят свои решения о нарушении со стороны руководителей правил приема на работу педагогических работников, у которых отсутствуют документы о требуемой квалификации, были приняты значительно позже возникших с работниками трудовых отношений. Следовательно, нормативным правовым актам придается обратная сила, что недопустимо.
Так, Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966, вступило в силу 7 ноября 2013 г., а требования к квалификации педагогических работников с учетом направления подготовки, содержащиеся в квалификационных характеристиках, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, вступили в силу с 31 октября 2010 г.. Соответственно, указанные нормативные правовые акты могут применяться лишь к отношениям, возникшим после даты вступления их в силу.
Вместе с тем, обращаем Ваше внимание на то, что актуальность назначения на должности педагогических работников лиц, чей уровень квалификации не будет полностью отвечать установленным требованиям сохранится и в дальнейшем, к примеру, при дефиците кадров по отдельным специальностям, а также при реализации задачи, предусмотренной Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» о привлечении в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования.
С этой целью в квалификационном справочнике, использование которого при реализации права на занятие педагогической деятельностью предусмотрено частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в пункте 9 «Общих положений» квалификационных характеристик работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», который зарегистрирован как ведомственный нормативный правовой акт Минюстом России 06.10.2010, регистрационный № 18638), сохраняется нормативная основа для приема на работу при определенных условиях лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации».
Положения, определяющие возможность назначения на должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки, закреплены теперь и в пункте 23 Порядка аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 (зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014, регистрационный № 32408) (далее — Порядок аттестации).
Установлено, что аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью.
С учётом изложенного, руководствуясь пунктом 3.2.6 «Соглашения о взаимодействии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации» от 28.12.2010 г. о том, что стороны приняли на себя обязательство обмена информацией по вопросам, относящимся к предмету соглашения и входящим в компетенцию сторон, а также в соответствии с п. 6.2 и п. 6.3 «Положения о Федеральной службе но надзору в сфере образования и науки», утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 594 (в ред. от 27.12.2013), просим разъяснить позицию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по данному вопросу.
В случае, если Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки разделяет изложенную выше позицию Общероссийского Профсоюза образования, предлагаем подготовить и направить совместное письмо с разъяснением по данному вопросу в адрес органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области образования в субъектах Российской Федерации, и в адрес территориальных организаций Профсоюза.
Председатель Профсоюза Г.И. Меркулова
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ул. Садовая-Сухаревская, д.16, г. Москва, К-51, ГСП-4, 127994 Тел./факс: 8(495) 608-6177 14.08.2014 г. № 01-58-420/05-5589
|
Председателю Центрального совета Профсоюза работниковнародного образования и науки Российской Федерации
Г.И. Меркуловой
Ленинский проспект, д. 42. г. Москва, 119119
|
Уважаемая Галина Ивановна!
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее — Рособрнадзор) рассмотрела в пределах установленной компетенции Ваше обращение, по вопросу приема на работу в субъектах Российской Федерации педагогических работников, при отсутствии документов о необходимой квалификации, и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 № 594, Рособрнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере образования и науки и не наделен полномочиями по нормативно-правовому регулированию и официальному толкованию федеральных законов, актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации.
Вместе с тем, Рособрнадзор полагает необходимым отметить, что согласно пункту «д» части 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 № 966, наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам является лицензионным требованиям к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности.
Частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) предусмотрено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В соответствии с разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 № 761н (далее — Квалификационный справочник), требования к квалификации по должности «учитель»: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Требования к квалификации работника по должности «преподаватель»: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
В то же время, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (пункт 9 раздела «Общие положения» Квалификационного справочника).
Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории в порядке, утвержденном приказом Минобрнауки России от 07 апреля 2014 № 276 .
Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность (части 1, 2 статьи 49 Федерального закона).
Учитывая изложенное, руководитель образовательной организации может назначить на должность педагогического работника лицо, не имеющее необходимого для выполнения должностных обязанностей уровня профессиональной подготовки, удостоверяемого документами об образовании, в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии образовательной организации или после прохождения им профессиональной переподготовки с последующей аттестацией на соответствие занимаемой должности.
При проведении проверок Рособнадзор разъяснит вышеуказанную позицию в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.
Кроме того для получения юридически значимых комментариев по применению норм действующего законодательства Российской Федерации Рособрнадзор предлагает в установленном порядке обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации.
А.А. Мурзаев