- Сергей Сергеевич, когда мы, на ваш взгляд, избавимся от практик оценивания школ и учителей по результатам единого государственного экзамена? Почему регионы и муниципалитеты вяло реагируют на сигналы регионального центра — губернаторов по ЕГЭ уже не оценивают, из рейтинга лучших школ России, который готовит Социальный навигатор при поддержке «Учительской газеты», критерий ЕГЭ тоже удален…
- Я неоднократно высказывал свою точку зрения по этой проблеме. И она не изменилась. Я считал и считаю, что нецелесообразно, а может быть, даже и вредно сравнивать школы и регионы по результатам ЕГЭ. Потому что такое сравнение часто ведет к завышению результатов. Никто не хочет быть отстающим. Вы же знаете, что многие годы результаты единого экзамена служили чуть ли не единственным критерием оценки деятельности и учителей, и школ. Удобный измеритель — его можно посчитать. Чтобы отвыкнуть, нужно время. В конце прошлого года мы с командой Рособрнадзора объехали всю Россию. Встречались со всеми, кто отвечает за проведение единых экзаменов, и еще раз доводили до них нашу позицию. Я обращаюсь к читателям «Учительской газеты», учителям, директорам: если вас продолжают оценивать по результатам, сравнивать друг с другом, немедленно обращайтесь в нашу службу. Мы будем разбираться. Результаты ЕГЭ, который является государственной формой аттестации учащегося и отражает его индивидуальные достижения, должны интерпретироваться и использоваться совсем по-другому.
- Не объясните, как?
- Смотрите, скажем, средний балл по математике по стране — 67. В регионе, допустим, — 65. В некоторых муниципалитетах есть и 69, а в некоторых всего 50, так же отличаются и школы внутри муниципалитета. Где-то средний балл выше, чем по России, а где-то намного ниже, чем в муниципалитете. Не сравнивать надо муниципалитеты и школы, не наказывать руководителей, а анализировать, почему в определенных муниципалитетах, школах самые низкие баллы. Муниципалитетам и школам провести самим такой анализ трудно. Это должны делать специалисты.
Как вы думаете, откуда должны быть эти специалисты?
- Из институтов повышения квалификации и развития образования.
- И знаете почему именно они? Потому что они не имеют отношения к организации и проведению ЕГЭ. Но выяснить причины мало. Надо помочь улучшить результаты. Для этого надо отправиться «в поле» — школы и муниципалитеты, организовать выездные курсы для учителей, подобрать программу повышения квалификации для директора, разработать для них новые методические пособия.
- Мне кажется, что результативность такой работы могла бы стать одним из критериев оценивания деятельности и региональных институтов повышения квалификации, и институтов развития образования. А такие федеральные учреждения, как ФИРО, РАО и АПКиППРО, могли бы помогать регионам, где низкие результаты, совершенствовать стандарты, улучшать примерные программы.
- У нас появился мостик, соединяющий Рособрнадзор и научно-методические заведения федерального уровня — Федеральный институт оценки качества образования. Структура эта неновая, у нас был подведомственный методический центр, который мы преобразовали в институт. Его задача — анализировать результаты оценочных процедур и давать рекомендации по совершенствованию качества образования. В его ведении также проведение национальных исследований качества образования и всероссийских проверочных работ. Если вы спросите меня про ФИПИ и ФЦТ, то они занимаются организацией государственной итоговой аттестации — разрабатывают измерительные материалы, следят, чтобы КИМы соответствовали стандарту, чтобы не было сбоев в технологии проведения единого экзамена.
- Накал критики в отношении заданий ЕГЭ и ГИА сегодня уже не такой, как раньше. Из них практически убрали тестовую часть, и сейчас речь идет о новой модели заданий, больше ориентированных на практическое применение знаний. Когда такие задания будут введены?
- Все зависит от стандартов. Экзаменационные материалы должны им соответствовать. Мы не можем спрашивать то, чего школьники не изучали. Мы не можем требовать от них демонстрации тех компетенций, которых мы у них не развили. После перехода основной школы на новый стандарт и введение его в старшей школе поменяются и контрольно-измерительные материалы. Но мы не сидим сложа руки. Два года специалисты РАО по нашему заказу разрабатывали экзаменационные материалы под новые стандарты. Уже есть интересные модели. И они апробированы.
- Насколько я помню, Сергей Сергеевич, это была ваша идея — создать открытый банк заданий, по которым ребята могли бы тренироваться и готовиться к ЕГЭ. Как быстро он наполняется?
- Мы создали этот банк два года назад. Казалось бы, что такое два года? А за это время очень многое изменилось в структуре и содержании контрольно-измерительных материалов. Поэтому мы почистили задания предыдущих лет. Открыли задания по базовой математике. Не только те, которые были, но и те, не удивляйтесь, которые будут. Сейчас думаем над тем, задания по каким еще предметам выложить. Хочу сказать, что банк открытых заданий стал очень популярным, востребованным ресурсом. Но все в мире, в том числе и этот банк, можно улучшить. Мы открыты для любых предложений. Стараемся привлечь к разработке контрольно-измерительных материалов новое поколение, «не испорченное» опытом. Вот, например, недавно обратились в Московский департамент образования с просьбой подобрать нам сто молодых учителей, которые, окончив вуз с красным дипломом, уже отработали в школе по два-три года. Мы хотели бы, чтобы они поучаствовали в разработке заданий всероссийских проверочных работ по разным предметам. Они могут составить наш кадровый резерв разработчиков заданий. Мы готовы в этом направлении сотрудничать и с другими регионами.
- Есть ли вероятность, что единый экзамен по русскому языку разделят на базу и профиль — по типу математики?
- Кстати, хочу уточнить, что идея разделить математику на базовый и профильный уровни принадлежит не Рособрнадзору. Это было предложение Ассоциации учителей математики города Москвы. Я, честно говоря, поначалу с осторожностью относился к этой идее. Но потом после бурных обсуждений, долгих консультаций, я сам учитель математики по профессии, мы решили, что это нужно сделать. Потому что есть ребята, которые ориентируются на гуманитарные специальности, им математика не нужна для поступления в вуз, но она им нужна на базовом уровне для жизни. Математика ведь не только царица наук, она ум в порядок приводит. Что касается русского языка, то здесь другая ситуация. Результаты по русскому языку на ЕГЭ требуются для поступления во все вузы без исключения. Независимо от специальности, не считая филологов и лингвистов, русский язык — государственный язык нашей страны — все должны знать на одинаковом уровне. Поэтому вряд ли надо делить экзамен по русскому языку на базовый и профильный. Думаю, что этого не случится.
- Мы не раз с вами, Сергей Сергеевич, обсуждали необходимость расширения онлайн-наблюдения во время сдачи ЕГЭ. Но знаете ли вы, что часто муниципалитеты не дают денег школам на организацию такого контроля? Школам приходится самим решать проблему…
- Честно говоря, про эту проблему я слышу первый раз. Если где-то в самом деле это происходит, обращайтесь в нашу службу, мы обязательно поможем. Что касается онлайн-наблюдения, оно должно по большому счету вестись в каждом пункте приема экзаменов. Чтобы любой желающий мог в режиме реального времени понаблюдать за ходом экзамена и убедиться в соблюдении всех процедур.
- Как вы относитесь к предложениям некоторых экспертов о том, чтобы в стране были пункты, где ЕГЭ можно сдавать столько раз, сколько нужно для уверенности ребенка в своих силах?
- Технология организации таких центров отработана. Но посмотрите, что происходит. В прошлом сентябре мы проводили экзамены по русскому языку и математике. На экзамены пришло всего лишь 55 процентов записавшихся. В феврале прошел экзамен по географии. Желающих пересдать набралось на всю страну только 60 человек. Я бы сказал, говоря рыночным языком, что такая услуга не очень пользуется спросом у потребителей. Но мы готовы и дальше в этом направлении работать. Надо только помнить, что единый экзамен — это государственная итоговая аттестация. Для реализации механизма, о котором вы спрашивали, нужно вносить изменения в закон. Свои предложения по этому поводу в Комитет по образованию Государственной Думы мы передали. Теперь слово за законодателями.
- Но я не думаю, что надо позволить ребенку каждую неделю пересдавать ЕГЭ, пока он не получит желанного результата.
- Здравый смысл при решении этой проблемы явно не помешает. В 2013 году мы наблюдали такую картину. Выпускник, сдавая экзамен, получает двойку, не преодолевает порог. А когда приходит второй раз, то сразу набирает 60-70 баллов. Один такой случай можно было бы списать на случайность. Но их было много. Я уверен, что ребенок сразу (за редким исключением) демонстрирует свои знания, если они у него есть. Для качественной переподготовки нужно время, понятно, что не неделя-две, как минимум два-три месяца. Вот и исходите из этого, чтобы определить, сколько раз за год ребенок может пробовать пересдать экзамены, чтобы получить объективную оценку своих знаний. Недавно вместе с руководителем Департамента образования города Москвы Исааком Иосифовичем Калиной мы открыли центр, куда дети могут прийти и оценить свои знания. Это продуктивная идея. Хотя бы потому, что бывает так, что школа по разным причинам не всегда объективно оценивает знания своих учеников. Собственно, с этой целью и проводятся всероссийские проверочные работы начиная с четвертого класса. 21 тысяча школ, 700 тысяч учащихся приняли участие в их апробации. Чем раньше определишь пробелы в знаниях учеников, тем легче и быстрее они наверстают упущенное. Тем легче учителю будет оказать ребенку соответствующую методическую помощь, выстроить так программу работы, чтобы эти пробелы безболезненно ликвидировать. Если не устранять эти пробелы, они начнут накапливаться по закону цепной реакции. И взрыв, хотя он будет тихим, обязательно последует — неуспеваемость к девятому классу, потеря мотивации к обучению.
- Хочу на мгновение вернуться к проблеме независимых центров оценки качества образования. От кого они должны быть независимы?
- Они должны быть независимы от учителей и от школ. Сегодняшние технологии проведения экзамена позволяют добиться такой независимости. С другой стороны, зависимость-независимость… Не это главное.
- А что главное?
- Сознание. Если учителя поймут, что ради общего блага надо оценивать результаты детей объективно, то и независимые центры будут не нужны. В первую очередь важна психология, отношение к оцениванию. Потихонечку этот процесс идет. Но нам еще много предстоит сделать. Хочу еще раз подчеркнуть, я говорю это при всяком удобном случае, что видеонаблюдение мы устанавливали не для того, чтобы следить за учениками, а чтобы был порядок в пунктах проведения экзамена, чтобы организаторы выполняли свои функции, чтобы не нарушались процедуры. Нам нужно еще 3-4 года, чтобы сознание и отношение всех причастных к организации и проведению единого экзамена изменилось. О чем говорит ситуация с Мордовией? Как вы помните, там все дети достали мобильные телефоны и списывали. И ни один не сказал, что это нарушение (хотя все знали, что это нарушение) и что он этого делать не будет, а попробует честно написать. Недавно один из уполномоченных по правам ребенка позвонил мне и строго спросил, почему мы аннулировали результаты некоторых детей в регионе? «А вы знаете, что там происходило?» — задал я ему вопрос. «Дети списывали». — «Значит, правильно мы аннулировали». Он был в явном недоумении: «Но у нас же всегда списывали в школе. И сейчас все списывают». Пока не поменяется отношение, никакое ужесточение контроля за процедурами не поможет нам. Объективный экзамен — это прежде всего помощь ученику, учителю и родителю. И это сильнейший воспитательный инструмент.
- Второго декабря одиннадцатиклассники писали сочинение. В этом году оно по-прежнему оценивается «зачет-незачет». Говорят, что надо изменить формат оценивания и выставлять отметку за сочинение. Мол, вузам тогда будет легче ориентироваться и начислять баллы уже за фактически проверенную работу.
- На мой взгляд, ситуация должна стабилизироваться. Давайте вначале накопим опыт, изучим его, а уж только потом будем принимать кардинальные решения. Я считаю существующую модель достаточно эффективной. Ну перейдем мы к пятибалльной или стобалльной системе. Скажите, что изменится? Надо помнить, что сочинение — это допуск к единому государственному экзамену. Допуск — бинарная система: либо есть допуск, либо его нет, поэтому или зачет, или незачет. «Учительская газета» уже писала о том, что сочинение прошло без каких-либо сбоев. Результаты сопоставимы с прошлым годом, около 95 процентов получили зачет. Важно то, что введенное снова сочинение позволяет детям думать, раскрепощенно рассуждать. Ребята реально высказывают свои мысли, не боясь, что получат низкую оценку за свои суждения. Они свободны, они пишут о том, что их волнует. Я бы сказал, что сочинение становится способом или инструментом самореализации.
- Уже не являются сенсациями сообщения о том, что Рособрнадзор лишил аккредитации очередной десяток вузов и филиалов. На этом пути есть свет в конце тоннеля? Сколько вузов останется в итоге?
- Когда я возглавил в сентябре 2013 года службу, у нас было около 2400 вузов и филиалов. В советское время на территории РСФСР при той же численности населения, что и сейчас, было всего 540 вузов. Всем понятно, что нынешняя сеть избыточна. Об этом все, всегда и везде говорят. В соответствии с указом президента Министерство образования и науки проводит мониторинг. По итогам этого мониторинга выявляются вузы, которые нуждаются в проверках Рособрнадзора. Хочу сказать, что количество вузов, которые показывают признаки неэффективности, за три года практически уменьшилось в три раза. Сейчас немного статистики. По итогам проверочных процедур за два года из реестра лицензий исключено более 800 вузов и филиалов. Сегодня в стране 1460 аккредитованных вузов и филиалов. У 151 вуза и филиала приостановлена аккредитация, а в 8 вузах и филиалах действует запрет приема студентов как превентивная мера. Все списки публикуются на сайте Рособрнадзора. При желании любой человек может с ними ознакомиться. Мы также разместили на нашем сайте карту вузов, где студент может убедиться, есть ли у вуза лицензия, не приостановлена ли аккредитация. Обратите внимание, что при приостановке аккредитации вуз имеет право вести образовательную деятельность, но он должен выдавать диплом своего образца, негосударственный. А вот приостановка лицензии — это уже запрет вести образовательную деятельность. Надо заметить, что исключенные из реестра лицензий — это преимущественно негосударственные вузы и филиалы, которые вели подготовку по экономике и юриспруденции в дистанционной форме, где качество образования действительно было низким. При этом я должен сказать, что есть у нас и очень хорошие негосударственные вузы, которые согласно мониторингу показывают высокие результаты, и у нас к ним нет никаких претензий.
- У Рособрнадзора за последние годы немало успешных проектов и реальных результатов. Мало кто спорит, что ЕГЭ стал объективным инструментом проверки знаний. На последнем заседании Госсовета, посвященном проблемам образования, кажется, три раза разные выступавшие отмечали прозрачность процедур, качество экзамена. Входят в практику всероссийские проверочные работы, национальные исследования. Но что вы считаете проблемными точками в своей работе?
- Первая проблемная зона, еще раз подчеркну, — это изменение отношения к системе оценивания, к системе экзаменов. Вторая — надо более эффективно работать над корректной интерпретацией результатов и их использованием для повышения качества образования. Третья — вовлечь в работу с результатами экзаменов, проверочных работ институты повышения квалификации и развития образования для подтягивания школ и муниципалитетов с низкими результатами. И четвертая — у нас пока нет взаимоувязанной системы оценивания школьников, учителей и директоров.
- Сергей Сергеевич, у нас в стране реально складывается хорошая система оценки качества образования. Не пора ли России стать инициатором и организатором проведения нового международного сопоставительного исследования качества образования?
- Давайте об этом вместе с читателями «Учительской газеты» подумаем.